Задачи и организация экспериментальной отработки ЛА
1.2.1. Этапы создания ЛА
С появлением новых задач, которые должны решаться с помощью ЛА, а также ростом технических возможностей промышленности возникает необходимость в создании принципиально новых или модернизации старых образцов летательных аппаратов. В связи с возможностью относительно быстрой реализации достижений научно-технической революции существенно возрастают требования, предъявляемые к ЛА рассматриваемого класса, а это в свою очередь приводит к моральному старению образцов еще до наступления их физического износа. В связи с этим, при проектировании ЛА ресурс вновь создаваемых образцов обычно не превышает существенно период морального старения, составляющий примерно десять лет.
Таким образом, раз в десять лет приходится разрабатывать новый образец каждого типа ЛА. Однако его создание и использование связано с заменой большого количества оборудования, сооружений, средств управления и других элементов, составляющих вместе со всеми ЛА данного типа сложную систему. В такой системе летательные аппараты могут быть даже не самой сложной и дорогостоящей частью.
Поэтому при создании системы, способной выполнять новые задачи, стремятся модернизировать ее основную часть — летательный аппарат, сохраняя, по возможности, без изменений вспомогательное оборудование, сооружения и технологию эксплуатации. Такой подход позволяет в короткие сроки при сравнительно малых затратах создавать системы с ЛА, способные решать более сложные задачи.
Модернизация ЛА обычно производится через несколько лет, причем для вновь разрабатываемого (базового) образца должна предусматриваться возможность проведения двух-трех модернизаций.
Процесс создания нового образца техники состоит из следующих этапов: разработки технического задания; оформления технических предложений; эскизного проектирования; технического проектирования. Такое деление процесса в основном учитывает специфику производства изделий крупными сериями. При сложившейся практике разработки сложных ЛА, выпускаемых мелкими партиями, главными являются не только вопросы производства, но и опытной отработки первых образцов, а также введение в эксплуатацию всей системы. В связи с этим содержание, а следовательно, и названия этапов создания ЛА несколько изменяются.
Так, принято различать периоды разработки, производства и эксплуатации системы ЛА. Первые два периода часто объединяют понятием «создание системы ЛА». Процесс разработки состоит из ряда этапов: тактико-технического задания (ТТЗ); эскизного и технического проектирования; наземной и летной отработки. Иногда первые два этапа называют периодом проектирования образца, а последние два — экспериментальной отработкой.
Совместные исследования и проработки заказывающих и проектирующих организаций позволяют определить круг задач и способы их решения системами, включающими ЛА определенного типа. Анализ принципов и условий использования ЛА позволяет определить требования к характеристикам образца, а также их примерное необходимое количество.
На этой основе предполагаемая головная организация (как правило, фирма, разрабатывающая ЛА и всю систему в целом) проводит проектные разработки, оформляемые в виде аванпроекта или технических предложений. Обычно, если позволяют возможности, аванпроекты выполняются двумя-тремя организациями на конкурсных началах. После рассмотрения и экспертизы аванпроектов окончательно утверждается ТТЗ или тактико-технические требования (ТГТ), назначаются головная и смежные организации, отвечающие за создание нового или модернизируемого образца (системы) в требуемые сроки при определенных затратах средств и времени.
Систему ЛА, как и всякую сложную систему, можно представить рядом иерархических уровней. В качестве примера рассмотрим структуру системы ракетных ЛА (рис. 1.1). К первому уровню относят саму систему в целом или один комплекс системы, включающий следующие составные части (входящие в состав второго уровня): один или группу летательных аппаратов; комплекты наземного оборудования и вспомогательных технических систем; сооружения и средства управления, необходимые для обслуживания, подготовки и проведения пусков ЛА. Как правило, при создании системы сначала отрабатывают один опытный комплекс, который, кроме перечисленных выше составных частей, содержит системы телеметрических и внеш — нетраекторных измерений, необходимые для проведения летных испытаний.
На третьем уровне располагаются основные элементы, представляющие системы и агрегаты составных частей комплекса. Основные элементы могут проектировать и отрабатывать специализированные фирмы. Так, ракетный летательный аппарат обычно разбивают на следующие основные элементы: корпус, двигательные установки, систему управления, полезный груз. К четвертому уровню относят составляющие элементы, т. е. агрегаты, узлы, приборы, стойки и
Рис. 1.1. Структура системы ракетных летательных аппаратов |
т. п., формирующие основные элементы. Наконец пятый уровень — это комплектующие элементы, т. е. детали и мелкие сборки, входящие в составляющие элементы.
На этапе эскизного проектирования головная проектная организация на основе аванпроекта и ТТЗ разрабатывает для смежных фирм технические задания на составные части системы и основные элементы ЛА. В соответствии с ТЗ проводятся анализ и выбор конструктивных схем, необходимые проектные расчеты. Решения обосновываются в ходе имитации рабочих процессов узлов, агрегатов и систем в лабораторных условиях, а также математического моделирования на ЭВМ. Одновременно подготавливается документация на производство макетов ЛА и опытных образцов двигателей, на системы управления, отсеки (ступени). На этом заканчивается собственно проектирование, т. е. выполнение в основном расчетных работ. Таким образом, этап эскизного проектирования завершается подготовкой первых опытных образцов составных частей комплекса для наземной отработки.
Вся система экспериментальной отработки строится на последовательных испытаниях изделий все более высоких иерархических уровней. Так, после успешной отработки комплектующих и составляющих элементов (например, клапанов двигателей, приборов системы управления, конструкций отсеков) переходят к испытаниям основных элементов (двигателей, системы управления, корпуса ступени). На завершающих этапах испытывают целиком ЛА и опытный комплекс.
В ходе экспериментальной отработки ЛА осуществляется большое количество испытаний, отличающихся задачами, объектами и условиями (режимами) проведения. Наземная отработка состоит из наземных автономных испытаний (НАИ) основных элементов на специальных стендах, наземных комплексных испытаний (НКИ) летательного аппарата и наземных полигонных испытаний (НПИ) комплекса. Летная отработка ЛА, как правило, включает два этапа: летно-конструкторские испытания (ЛКИ) и зачетные летные испытания (ЗЛИ).
В процессе экспериментальной отработки изготовление образцов основных элементов ЛА, предназначенных для испытаний, выполняют по документации, разработанной в эскизном проекте. На основании информации, получаемой в ходе испытаний, конструкцию ЛА совершенствуют, что находит отражение и в рабочих чертежах опытных образцов. После окончания ЛКИ, по существу, завершается корректировка эскизного проекта. Однако для сокращения сроков создания нового образца уже в ходе ЛКИ готовится техническая документация на серийное производство (технического проекта) всех составных частей комплекса. Одновременно завершается отработка эксплуатационной документации, разворачивается строительство сооружений, необходимых для функционирования системы, проводится подготовка специалистов-эксплуатационщиков.
Результаты ЗЛИ вместе с данными, полученными в ходе ЛКИ, позволяют решить вопрос о пригодности вновь созданного комплекса для использования по назначению. Комиссия, проводящая летные испытания, определяет перечень замечаний, после устранения которых отработанная система передается в серийное производство.
По завершении летной отработки, как правило, в течение срока, согласованного заказывающими и проектирующими организациями, опытный комплекс находится в эксплуатации. Недостатки, вскрываемые в этот период, устраняются за счет проведения доработок конструкции и документации на серийное производство, а также внесения изменений в технологию эксплуатации. Решение о проведении доработок введенных в эксплуатацию комплексов принимают с учетом целесообразности и возможности выполнения таких работ.
Серийное производство ЛА обычно организуется на заводах, имеющих значительно большие мощности, чем опытное производство. Для отладки технологического процесса на серийном заводе назначается выпуск установочной партии изделий, качество которых тщательно контролируют. После успешных летных испытаний образцов, отобранных из установочных партий, окончательно отрабатывают технологию производства И методы контроля серийной продукции, включающие обычно и летные испытания изделий от каждой партии ЛА.
Серийно выпускаемая продукция вводится в эксплуатацию по специальным планам, учитывающим необходимость расширения создаваемой системы, а также возможности промышленности по ее производству.
В процессе эксплуатации системы возможна доработка конструкции и технологии использования комплексов, а также проведение плановых и внеплановых регламентных работ, направленных на поддержание или улучшение характеристик изделий. В этих работах наряду со специалистами по эксплуатации участвуют представители проектных организаций и заводов-изготовителей продукции.
Рассмотренные выше этапы создания системы ЛА с точки зрения затрат средств и времени далеко не равноценны. Так, если рассмотреть расходы, связанные с выполнением программы по созданию и эксплуатации (в течение 5—10 лет) системы ЛА, то на разработку ТТЗ и эскизное проектирование расходуется не свыше нескольких процентов средств, на наземную и летную отработку — до 20—40% и на эксплуатацию — 10—20%. Для некоторых программ, связанных с созданием нескольких уникальных комплексов, длительная эксплуатация которых не предусмотрена, расходы на экспериментальную отработку составляют до 90%. Соответственно и длительность экспериментальной отработки ЛА существенно превышает продолжительность этапа проектирования.
В методах создания новых образцов сложных ЛА явно наметилась следующая тенденция. Углубленное исследование физической сущности процессов, происходящих при работе ЛА, быстрый рост возможностей моделирования и вычисления характеристик этих процессов на ЭВМ, разработка и использование стохастических методов описания основных физических явлений — все это способствует улучшению качества проектирования и, следовательно, сокращению объемов экспериментальной отработки.
Однако практика показывает, что с увеличением сложности образца или системы неуклонно растет доля расходов средств и время на их экспериментальную отработку, что заставляет более подробно анализировать процесс экспериментальной отработки, искать его аналитические или логические модели, определять возможности управления процессом и на этой основе оптимизировать его ход.
Рассмотрим задачи и содержание экспериментальной (наземной и летной) отработки на примере ЛА ракетного типа.